|
Назад
Положение о музее (мини-музее)
Положение
о музее (мини-музее)
МДОУ «Детский сад комбинированного вида 3 «Звездочка» г.Ершова Саратовской области"
1.Общие положения
- При разработке данного Положения использованы следующие нормативно – правовые документы: закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, приказ № 418 от 17.07.2008 «О совершенствовании системы развития музеев. Примерное положение о музее», Устав ДОУ.
- Музей МДОУ – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.
- Музей МДОУ позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды. Это среда – не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артифактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников).
2. Цели и задачи музея (мини-музея) МДОУ
Цель: создание развивающей образовательной среды как средство формирования разносторонней развитой личности воспитанника- социально активного россиянина.
Задачи:
- поиск, собирание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, предметов, макетов и др.) в процессе совместной проектной, исследовательской деятельности детей, их родителей (законных представителей) и педагогов;
- создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства общего и дополнительного образования;
- интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;
- опытно-экспериментальная проверка содержания форм и методов деятельности музея МДОУ, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.
3. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея:
- работа с фондом музея – включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции;
- основные формы и методы деятельности:
- Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов;
- Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других;
- Просветительская ( образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.)
- Информационно-аналитическая деятельность музея включает – оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видеофильмов, сайт музея;
- Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов, создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
4. Педагогические технологии, используемые в работе музея ( мини-музея) МДОУ
- технология проектного обучения;
-технология учебно-исследовательского обучения;
- технология личностно-ориентированного образования;
- методика коллективной творческой деятельности.
5. Развитие музейной экспозиции
1. Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея и пополнение их новыми предметами и экспонатами.
2. Формирование новых разделов мини-музея.
6. Научно-методическое, программное обеспечение
1. Создание силами педагогов МДОУ методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка перспективных планов, проектов, занятий, праздников, экскурсий и развлечений и т.д.).
2. Создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок педагогов, использования его фондов в образовательном процессе.
3. Использование возможностей музея МДОУ в образовательной деятельности, обмен опытом.
4. Вовлечение воспитанников и их родителей (законных представителей) в деятельность музея через непосредственное участие в органах самоуправления в деятельности музея; участие в городских, областных, всероссийских конкурсах по направлениям деятельности музея.
7. Управленческий компонент
1. Разработка приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея;
2. Заключение договоров с другими общественными организациями (учреждениями науки, культуры, музеями) для осуществления научно-методического, краеведческого и творческого взаимодействия с целью оказания методической помощи.
3. Составление, согласование расписания занятий на базе музея.
4. Оснащение компьютерной, множительной, видео, аудиотехникой, канцтоварами и т.д.
5 Решение вопросов стимулирования труда методического персонала, воспитанников МДОУ и их родителей (законных представителей), внесших вклад в результативность деятельности музея.
8. Ожидаемые результаты
1. Музей обеспечивает межпредметную интеграцию знаний;
2. Обеспечивает формирование предметных и межпредметных связей
3. Позволяет применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, планировать, проектировать, продуктивно действовать и принимать решения.
4. Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности.
5. Родители приобретают психолого-педагогические знания по разделам экспозиций, больше узнают о своем ребенке, улучшаются взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами.
6. Повышается престиж МДОУ в среде родителей.
9. Документация музея (мини-музея)
1. Приказ о создании мини-музея;
2. Каталоги наименований методического , практического материала по разделам экспозиций;
3. Книга-отзывов и предложений о работе музея.
Комментарии к положению о музее (мини-музее)
Форма – мини-музей нашла широкое применение в практике работы МДОУ (особенно на современном этапе при переходе на тематическое планирование). Работа по сбору экспонатов для мини-музея, их использование в образовательном процессе группы во многом расширяют возможности организации образовательной деятельности дошкольников. Не менее важно в процессе такой работы привлечь к взаимодействию педагогов разных групп и их воспитанников. Этому способствует организация экспозиций различной направленности, размещенных в возрастных группах, кабинетах (физкультурный зал, изостудия, кабинет музыкального руководителя, холл, лестница и т.д.). Целью создания данных экспозиций является - взаимопосещения групп и проведения в них экскурсий хозяевами – педагогами и детьми
Примерная тематика экспозиций и экскурсий по группам:
Группа, кабинеты
|
Тематика экспозиций
|
2-младшая группа
|
«Игрушки-забавы»
«Матрешка - веселая и умная игрушка»
«Домашние питомцы»
|
Средняя группа
|
«История автомобилей»
«Моя любимая кукла»
«Сад, огород»
«Моя любимая кукла»
|
Старшая группа
|
«История часов»
«История пуговиц»
«Камни – недра Земли»
«Собака – друг человека»
|
Подготовительная к школе группа
|
«Наш город»
«Мы ими гордимся»
«История вещей» (посуда, мебель, одежда, утюга, прялки и т.д.)
|
Физкультурный зал
|
«Мы выбираем спорт»
«История Олимпийских игр»
«Виды спорта»
|
Холлы, лестницы
|
Тематические экспозиции посвященные войне, космосу, дню Защитников Отечества, Дню матери, Дни книги и т.д.
|
Название экспозиции
|
Тематика экскурсий по группам
|
2-я младшая
|
Средняя
|
Старшая
|
подготовительная
|
«Игрушка – забава»
|
обзорная
|
«Забавные игрушки одинаковые и разные»
|
«Какие бывают игрушки?»
|
|
«Домашние питомцы»
|
Обзорная
|
«Кто живет у нас дома?
|
«Собаки на службе человека»
|
«Собаки – участники войны»; «Собаки – поводыри»
|
«Моя любимая кукла»
|
Обзорная
|
«Какие бывают куклы?»
|
«Куклы мам и бабушек»
|
«Куклы разных народов»
|
«История часов»
|
|
Обзорная
|
«Виды часов»
|
«От солнечных до электронных»
|
|
|
|
|
|
|
|
|