ДЕТСКИЙ САД №3 "ЗВЁЗДОЧКА" г.ЕРШОВА
Меню сайта

Полезные ссылки

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков [к] - [х]. Поможем Коту и Хомяку.

 

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Логопедия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дифференциация близких по артикуляции звуков.

ТЕМА: Дифференциация звуков [к] - [х]. Поможем Коту и Хомяку.

Подготовительная группа.

Подгрупповое занятие.

 

 

Цели:

1. Совершенствовать умение дифференцировать звуки [к] - [х] изолированно, в слогах и словах.

2. Систематизировать знания детей о звуках речи;

совершенствовать навыки классификации предметов;

упражнять в определении лексического значения слова;

закрепить умение составлять предложение с заданными словами.

3. Развивать фонематический слух: умение определять наличие и место заданного звука в слове; развивать зрительную, слуховую и двигательную память.

4. Воспитывать культуру речевого общения - совершенствовать умение приветствовать и выражать благодарность.

 

Предварительная работа.

Разучивание слов для динамической паузы "Петух", пальчиковой игры "Вот Большак, а вот Указка".

 

Материал к занятию.

Раздаточный:

1. Зеркала по количеству детей.

2. Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [к] и [х] в начале, в середине и в конце слова (краб, шапка, лук, халат, петух, черепаха).

3. Тетради для выполнения графических заданий и простые карандаши по количеству детей.

Демонстрационный:

1. Картинки-символы звуков: кот [к] и хомяк [х].

2. Схема характеристики звуков. (Приложение 1.)

3. Панно "Город Звуков", (Приложение 2.)

4. Звуковые птички (Приложение 3.), белая фишка. 

5. Наборное полотно.

6. Мячи пластмассовые (для сухого бассейна): красный, синий, зелёный.

7. Смайлики.

 

Ход занятия.

I.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Какие слова можно сказать? (Добрый день, здравствуйте, очень рады видеть.)

Дети по очереди приветствуют педагога и друг друга.

А настроение у вас хорошее? Давайте проверим.

Мимическая гимнастика.

Дети подходят к коробке со смайликами и выбирают тот, который соответствует их настроению. Затем подходят к зеркалу и мимикой изображают своё настроение.

Игра "Назови слово"

Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки. Назовите твёрдые согласные, мягкие согласные.

А теперь поиграем в игру. Дети подходят по очереди к столику, где лежат разноцветные мячи, выбирают с закрытыми глазами любой из мячей и в зависимости от его цвета ( красный, синий или зелёный) называют слово, которое начинается с соответствующего этому символу звука. (Синий мяч - мак, зелёный мяч - мел, красный мяч - аист. И т.п.)

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, вы любите животных? Хотите побывать в зоопарке? Сегодня наш Язычок пойдёт в зоопарк, а мы отправимся с ним. (Куликовская Т.А Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. "Зоологическая".)

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь.

Открывать широко рот и закрывать его.

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Тянуть губы вперед «хоботком».

 

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

Вращать вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки -

Большеротые лягушки.

Широко улыбаться, растягивая губы.

 

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею.

Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры - резвые лошадки,

Бойко скачут по площадке.

 

Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

 

Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской.

Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх.

Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.

Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спину выгнула дугой...

Язычок, скорей домой!

Спрятать язык. Закрыть рот.

 

Постановка цели занятия.

Сегодня на занятие к нам тоже придут животные, которые помогут нам научиться различать звуки. А вот что это за животные и какие звуки мы будем различать, попробуйте догадаться.

Он лакает молоко,

Мышек ловит так легко,

Он у бабушки живёт.

Кто же это? Рыжий.. (кот).

 

Выставляется картинка с изображением кота.

Роет , строит ловко

Спальню и кладовку.

За щеками склад зерна

У кого? (У хомяка.)

Выставляется картинка с изображением хомяка.

 

Давайте определим первые звуки в словах кот и хомяк. (Дети называют.)

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [к] и [х].

 

II.

Наблюдение за артикуляцией.

Произнесём звук [к]. Дети произносят с закрытыми и открытыми глазами: язык в горле стучит, воздух выходит толчками. Затем произносят аналогично звук [х]: язык в горле напрягается, но неподвижен, воздух выходит равномерно. Оба звука "тихие", голос не работает.

Характеристика звуков.

Логопед дёт характеристику звуку [к] по плану характеристики звука. (Согласный (мешает язык), твёрдый, глухой. Потом один из детей даёт характеристику звуку [х], также пользуясь планом. (Приложение 1.)

Ребята! А где в Городе Звуков будут жить звуки [к] и [х]?

Дети говорят, что они будут жить на улице Твёрдых согласных в домиках с зачёркнутыми колокольчиками. (Приложение 2.)

Подвижная игра "Угадай звук"

Дети встают в круг. Если услышат звук [к] - подставляют ладошки (дождик пошёл), если услышат звук [х] - ладошки кладут под щёку (спим).

К, к, х, к... Ак, ок, ах, ух... Ха, кэ, ко, хы...

Динамическая пауза "Петух"

Дети встают в круг, берутся за руки. в центре круга ребёнок с закрытыми глазами. Дети водят хоровод, произнося слова.

Сел петух на забор,

Закричал во весь двор:

"Ты глаза не открывай,

Кто позвал тебя, узнай!"

Один из детей кукарекает, водящий угадывает его по голосу.

Игра "Поможем животным"

Ребята! Кот и Хомяк хотят получить подарки и найти новых друзей. Поможем им?

На доске картинки с изображением кота и хомяка.

Дети получают картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [к] и [х] в начале, в середине и в конце слова (краб, шапка, лук, халат, петух, черепаха).

Дети, называют слово, определяют есть ли в слове звук [к] или звук [х]. Затем выходят к доске и на звуковой птичке фишкой отмечают место звука в слове: начало слова - голова, середина - туловище, конец слова - хвост. (Приложение 3.) Затем "отдают" картинку коту или хомяку.

Каких друзей нашли себе Кот и Хомяк? А какие подарки получили?

Составление предложений с двумя заданными словами: кот и краб, кот и шапка, кот и лук. И т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Вот Большак,

А вот Указка,

Вот Серёдка,

Вот Сиротка,

А вот крошка Митрошка -

Дети поочерёдно разгибают пальчики, начиная с большого.

Вот и вся моя ладошка.

Показывают открытую ладошку.

То же самое другой рукой. Двумя руками одновременно.

Работа в тетрадях. "Заборчик для зоопарка".

III.

Подведение итогов занятия.

 

Наше занятие подошло к концу. Поблагодарим кота и хомяка за занятие. Что можно им сказать? (Большое спасибо. Благодарим вас. Было очень интересно. Мы были рады видеть вас.)

Что было самым интересным? Самым трудным?

Какие звуки мы учились различать?

Чем они отличаются? А чем похожи?

Учитель-логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка

 

Литература.

 

1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с.

2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (18.07.2016)
Просмотров: 3177 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Группы

Наши конкурсы

Родителям

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Архив новостей


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz