Назад
Положение о логопедической группе
1.Общие положения
1.1. Логопедическая группа для детей с общим недоразвитием речи открывается в дошкольном образовательном учреждении с целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.
1.2. Логопедическая группа для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) может создаваться в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида при наличии соответствующей материально-технической, программно-методической и кадровой базы.
1.3. Логопедические группы для детей с ОНР открываются при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее МДОУ) по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на основании приказа
1.4. Логопедические группы, открытые на базе МДОУ для детей, имеющих общее недоразвитие речи, в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ 12.09.08 г. №666; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ 01.02.2005 г. № 49.
2. Цели и задачи
2.1. Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов, подготовка воспитанников к обучению грамоте.
2.2. Задачи коррекционного обучения в группе для детей с общим недоразвитием речи:
-формировать произносительные навыки;
-развивать грамматическую правильность речи;
-развивать фонематического восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
-расширять словарь путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
-обучать грамоте на базе исправленного звукопроизношения;
-развивать связную речь.
2.3. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психического развития детей с ОНР, органически связана с воспитанием произвольного внимания и памяти.
3.Организация деятельности группы
3.1. В логопедическую группу для детей с нарушением речи направляются дети, имеющие общее недоразвитие речи и фонетико-фонематические нарушения речи на основании решения районной ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
3.2. Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется ПМПК ДОУ в зависимости от динамики коррекции речевого нарушения и может составлять от 2 до 3 лет. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе более 3 лет – дублирование подготовительной к школе группы при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), по решению районной ПМПК и согласию родителей (законных представителей).
3.3. Наполняемость группы – 10 – 20 детей.
3.4. Основными формами организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Фронтальные занятия проводятся 4 раза в неделю, периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития: подгрупповые – 3 раза в неделю, индивидуальные занятия – не менее 3 раз в неделю.
3.5. Содержание образовательного процесса в группе определяется в соответствии с образовательной программой учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также специальными (коррекционными) программами.
3.6. Ответственность за посещение воспитанниками занятий в логопедической группе для детей с ОНР несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели группы, администрация МДОУ.
4. Основные направления деятельности
4.1. Воспитание и развитие воспитанников в соответствии с реализуемой в МДОУ общеобразовательной программой. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов программы.
4.1.1.Формирование у воспитанников двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки в сочетании с мероприятиями по предупреждению утомляемости.
4.1.2. Формирование у воспитанников правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления.
4.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
4.2.1. Формирование произносительных навыков, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
4.2.2. На материале правильного произношения звуков осуществляется:
-развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
-воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
-развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой коррекционной задачи;
-развитие словаря;
-развитие произвольного внимания и памяти.
4.2.3. Формирование определенного круга знаний об окружающем и соответствующего объема словаря, речевых умений и навыков.
4.3. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
4.3.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
4.4. Документация учителя-логопеда.
4.4.1. Планы работы: перспективный план работы, планы фронтальных и индивидуальных занятий.
4.4.2. Список – протокол зачисления воспитанников в группу и выпуска.
4.4.3. Речевая карта на каждого воспитанника группы.
4.4.4.Индивидуальная тетрадь для занятий и взаимосвязи с родителями.
4.4.5. Тетрадь взаимосвязи с воспитателями
4.4.6. Журнал консультаций.
4.4.7. Отчет логопеда.
|