Психологическая готовность к обучению в школе
Начало школьного обучения – закономерный
этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного
возраста, идет в школу.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, говоря о готовности к школьному обучению,
подразумевают такой уровень физического, психического и социального развития
ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба
для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе»
включает: физиологическую готовность,
психологическую готовность, социальную
(личностную) готовность к обучению в школе.
Все составляющие школьной готовности
тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе
сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных
систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность)
составляют фундамент школьной готовности.
Под психологической готовностью к школьному
обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
коллективе сверстников. Психологическая
готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий
прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Выделяют следующие признаки компонентов
психологической готовности к обучению в школе:
1.
Сильное желание
учиться и посещать школу (учебный мотив).
2.
Достаточно
широкий круг знаний об окружающем мире.
3.
Способность к
выполнению основных мыслительных операций.
4.
Достижение
определенного уровня психологической и физической выносливости.
5.
Развитие
интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6.
Определенный
уровень речевого и коммуникативного развития. Ребенок должен обладать рядом
навыков:
- быть вежливым в общении со сверстниками
и взрослыми;
- уметь вступать в контакт;
- соблюдать нормы и обычаи, принятые в
школе;
- быть дисциплинированным.
Психологическая готовность формируется у
ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным
структурным образованием, включающем интеллектуальную, личностную,
социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
В структуре психологической
готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего
круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня
развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент
готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных
процессов.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот
компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных
способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если
ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и
принимать усилие к его реализации.
Компоненты психологической готовности к школе
Компоненты
психологической готовности
|
Содержательная
характеристика
|
Интеллектуальная готовность
|
- наличие широкого
кругозора и запаса знаний;
- сформированность
начальных умений учебной деятельности;
- аналитическое
мышление (способность постижения признаков и связей между предметами и явлениями, способность
действовать по образцу);
- логическое
запоминание;
- развитие мелкой
моторики и координации;
- умение выделять
учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности;
- развитие
фонематического слуха.
|
Личностная готовность
|
- принятие новой
социальной позиции;
- позитивное
отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе;
- развитие
любознательности;
- развитие желания
ходить в школу;
- произвольное
управление своим поведением;
- объективность
самооценки;
- потеря
«детскости», непосредственности.
|
Социально-психологическая готовность
|
- гибкое владение
способами установления взаимоотношений;
- развитие
потребности в общении;
- умение
подчиняться правилам и нормам;
- умение
действовать совместно, согласовывать свои действия.
|
Эмоционально-волевая готовность
|
- развитие
«эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных
последствий своей деятельности);
- эмоциональная
устойчивость;
- сформированность
«небоязни» трудностей;
- умение
ограничивать эмоциональные порывы;
- умение
систематически выполнять задания.
|
|