ТРУ-ЛЯ-ЛЯ.
Артикуляционная гимнастика
Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром.
Открыл окошко.
Посмотрел налево, направо. (При открытом рте
движения языка направо-налево).
Вниз посмотрел (движение языка вниз)
Ночью шел дождь: нет ли луж?
Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит
ли солнышко?
Закрыл окошко (закрыть рот)
побежал язычок в ванную умываться
(Движения руками и ногами, имитирующие бег.)
Открыл дверь ванной (движение рукой).
Дверь заскрипела: «Н-н-н...»
«Нaдo смазать дверь», — подумал язычок.
Пошёл он в ванную, включил свет (движение рукой)
— «чик».
Отрыл Кран: (круговые движения рукой) —
«Чикчик-чик».
вода: «Ш-ш-ш...»
Полилась горячая «Ой!!!» — испугался Язычок и отдёрнул
руки.
Покажи, как он испугался (показать испуг мимикой и
движениями рук, тела) Надо открыть какую воду? правильно, холодную: (круговые
движения рукой) «тук-тук-тук». Язычок открыл кран с холодной водой:
«С-с-с...»
«Холодная водичка соединилась с горячей и стала
тёплой. Язычок умылся. Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние
прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание).
Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ)
Вытерся. Закрыл кран с холодной водой: (круговые
движения рук) «чик-чик-чик».
Закрыл кран с горячей водой: (круговые движения рук)
«чик-чик-чик».
Погасил свет: «чик» (движения рукой),
Закрыл дверь:
«Н-н-н...». И побежал веселый язычок на кухню
завтракать (движения руками, ногами, имитирующие бег)
А на кухне мамочка печёт пироги.
«Мамочка, здравствуй! — крикнул радостно Язычок. Я
тебя очень люблю!!!»
(Повторить, раскинув руки.)
«Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай
мне тесто месить Пя-пя-пя разминали
они тесто губами, по том зубками, снова губами. Тесто готово,
Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя...»
Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на
нижнюю губу). Как ты думаешь , с какой начинкой? Затем Язычок
выпил молока вот из такой чашечки
Сказал спасибо и спросил у мамы: «Мамочка, можно я
пойду погуляю? (попросите повторить)
ответила: «Конечно, можно, только не опоздай к обеду».
Взял Язычок дудочку и Весело задудел: «Дуду-ду!»
вышел Язычок на крыльцо дома
Вокруг дома длинный
забор. Вот такой.
А на крыше дома вот такая труба (с напряжением
вытянуть вперёд губы). В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у...».
поет он (винтообразные движения указательного пальца, губы
вытянуть в трубочку). Весёлый маляр красил
забор.
«Смотри, Язычок, — сказал маляр, — возле забора вырос
грибок».
«Как хорошо!» — ответил Язычок и вдруг увидел,
как кошка
ловит мышку
за хвостик.
«Нельзя,
Мурка!» — прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке
.«Нельзя!» (Погрозить пальчиком.)
Побежал Язычок
к своей лошадке. Погладил её.
«Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он
сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась.
Заржала: «Иго-го!..» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием
головой.)
Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье
языком)
«Ы-ы…»
Скачут они берегом реки.
Нa реке гудит пароход: «Счастливого пути, пароход!» —
помахал ему вслед Язычок. Как Язычок проводил пароход? (Помахать ручкой.)
Скачут они с лошадкой дальше.
Скачут полем, скачут лесом, (цоканье Языком)
Здоровается Язычок со всеми.
«Здравствуйте, деревья!» Как ОН Крикнул? (Повторить,
раскинув руки)
«Здравствуй, небо!» (Повторить, подняв руки вверх и
широко их раскинув.)
И тут Язычок увидел солнце.
«Здравствуй, солнце!» Как он крикнул? (Радостно
крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув.)
Спрашивают деревья
, небо,
солнце
«Кто это с нами поздоровался?».
«Это - я!!!» - крикнул Язычок. Как ОН Крикнул? (Вновь радостно
крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув.) «Кто это - я?»
переспрашивают деревья
, небо
, солнце
.
«Это
Я…..!» (Громко выкрикнуть своё имя.)
Скачет язычок, скачет и прискакал он в зоопарк
(цоканье языком). В Зоопарке он встретил своих друзей.
Язычок увидел ослика.
«Иа-иа-иа!» — поздоровал-ся. Ослик. Как он
поздоровался? (Повторить.)
Язычок посмотрел, как умывается весёлый слоник Бэмби
: набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи,
как набирает водичку слоник. К ним, подошёл индюк
.
Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл...» Маленькая
белочка
угостила язычка орешками.
Покажи, какие были орешки?
В зоопарке язычок покатался на качелях
Покатался на Маленьком автомобильчик
е: «Дpppppp...» (Показать, как, держа руль, едут на машине.)
-было Очень жарко. язычок купил себе мороженое —
эскимо на палочке.
Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение
языка.)
А ты какое любишь мороженое? Съел Язычок мороженое и подумал,
что надо домой возвращаться. Посмотрел
на часы, а часы стоят.
Надо часы что? (Движения рукой, имитирующие завод
часов.)
Правильно — завести: «тик-тик-тик». И часы
пошли.
«Ой! Меня же мама дома ждет!» Вскочил Язычок на
лошадку и поскакал домой (цоканье языком). Дома eгo
ждала мама…
Она испекла Язычку вкусные
блинчики —
вот такие. И положила вкусного варенья
. Докажи, какое варенье вкусное (Повторить упр. 19).
Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама
подарила Язычку воздушный шарик
.
Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик?
правильно, зелёного. Язычок надул шарик: «ф...ф...ф...». Ещё мама купила Язычку
красивую гармошку
и барабан. Вот такой
.
Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш
: «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ...» Он был очень рад новым
игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме. |